Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В отечественной психологии под возрастными кризисами понимаются особые переходные
периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются
новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется
чертами нестабильности и трудновоспитуемости.
К огромному сожалению, мы так устроены, что каждый этап психологического развития
человека не проходит незаметно. То вдруг, откуда ни возьмись мы становимся
раздражительными, не можем справиться с приступами агрессии или же, наоборот,
впадаем в глубокую депрессию, и ничто нас уже не радует. Всему виной возрастные
кризисы, которые и заставляют нас понервничать. Иногда даже взрослые не в состоянии
понять, что с ними происходит, а что же говорить о детях!
Глава 1. Особенности возрастного кризиса
1.1. Подходы к изучению кризисов развития
Возрастные кризисы рассматриваются в отечественной психологии развития как
нормативные изменения, необходимые для нормального поступательного хода
психического развития. По мнению Л.С. Выготского, «...в этих периодах на протяжении
относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два)
сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в
личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных
чертах личности» .
Интерес ученых к проблеме личности ребенка и процессам ее становления в онтогенезе,
оставаясь стабильным на протяжении многих лет, практически не распространяется на
кризисные этапы личностного развития.
Кроме того, заявленный более полувека назад тезис Л.С. Выготского о кризисах как
узловых, особо значимых этапах детского развития, в которых осуществляется
формирование центральных для возраста личностных новообразований, подвергся
определенной редакции.
Кризисами все чаще обозначается конфликтное, тяжелое течение процесса перестройки
личностных структур, а периоды детства, на которые падает эта перестройка, –
переходными, переломными.
3
Вслед за Л.С. Выготским мы считаем кризисы объективной, закономерной и
неотъемлемой частью процессов развития и отличаем нормативные кризисы от кризисов
недоразвития, невротических кризисов, которые чаще всего возникают как реакция на
неадекватную уровню развития ребенка систему предъявляемых ему требований.
В нашем представлении кризис развития – это относительно недолгий этап между двумя
длительными ступенями спокойного развития, характеризующийся коренной
перестройкой сложившихся ранее и формированием качественно новых, специфических
образований. Мы подчеркиваем непродолжительность кризиса во времени, чтобы
показать переломный характер этого периода, и используем понятие о коренной
перестройке, чтобы подчеркнуть чрезвычайный характер этого процесса.
Главное здесь то, что прежние черты личности ребенка не исчезают, а преобразуются,
обнаруживаясь в новых образованиях в снятом, подчиненном виде.
1.2. Новообразования кризиса семи лет
Особенности переживания ребенком кризиса 7 лет представлены в классических работах
отечественных психологов (Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.Б.
Эльконина), а также в современных исследованиях (Е.З. Басиной, А.Л. Венгера, Т.В.
Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, и Н.И. Еаношенко, М.Е. Елагиной, К.Н. Поливановой,
Е.Е. Сапоговой и др.).
Л.С. Выготский выделил следующие новообразования кризиса 7 лет (внутренние
особенности, личности, характеризующие ребенка в данный период): утрата детской
непосредственности; осмысление и обобщение переживаний. Все психологические
новообразования критического периода обладают общим свойством, - некоторой
незавершенностью. Это выражается в том, что многие из них не выполняют
регулирующей функции в самой деятельности ребенка, а проявляются у него только на
вербальном уровне, прежде всего в беседе со взрослым.
Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, непосредственным, естественным, оно
опосредуется обобщенным переживанием, в частности представлением о собственных
возможностях. Специфика поведения ребенка в период кризиса 7 лет представлена двумя
формами: яркой (острой) и более сглаженной. Яркая форма характеризуется негативными
симптомами - манерничаньем и кривлянием, поведение ребенка перестает быть
непосредственным, естественным, появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное
(вертлявость, клоунада - ребенок строит из себя шута). Более сглаженная форма кризиса
проявляется в том, что ребенок становится непонятным для взрослого во многих своих
проявлениях
Механизмом кризиса, по Л.С. Выготскому, является дифференциация ребенком внешней
и внутренней жизни, благодаря которой происходит утрата детской непосредственности
и, как следствие, привнесение в поступки интеллектуального момента, который
вклинивается между переживанием и непосредственным поступком .
Вслед за Л.С. Выготским симптоматику кризиса 7 лет, связанную с
трудновоспитуемостью, описывает Л.И. Божович, выделяя: раздражительность,
непослушание, конфликтность с родителями и воспитателями, капризность. Дети
негативно относятся к ранее выполняемым требованиям, что проявляется в упрямстве и
негативизме. Трудновоспитуемость ребенка автор объясняет фрустрацией, возникающей в
ответ на депривацию его существенных потребностей.
Новообразованиями кризиса 7 лет, с точки зрения Л.И. Божович, являются: «внутренняя
позиция школьника», проявляющаяся в ясно выраженном стремлении ребенка к тому,
чтобы занять «взрослое» положение в жизни; осознание ребенком себя как субъекта в
системе человеческих отношений; самооценка, опирающаяся на оценку окружающих;
нравственные представления и чувства («внутренние этические инстанции»);
относительно устойчивое внеситуативное соподчинение мотивов.
4
Глава 2. Опытно-практическая глава исследования
2.1. Изучение стиля семейных отношений в семьях с ребенком, переживающим кризис 7
лет
Исследование было направлено на выявление особенностей детско-родительских
отношений в семьях детей, переживающих кризис 7 лет.
В качестве испытуемых выступили дети 7 лет в количестве 30 человек и их родители.
Были использованы следующие методики:
Тест-опросник родительского отношения – авторы Варга А.Я., Столин В.В.
Структура опросника: опросник состоит из пяти шкал.
1. «Принятие - отвержение». Шкала отражает интеллектуальное эмоциональное
отношение к ребенку.
2. «Кооперация». Социально желаемый образ родительского отношения.
3. «Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за
поведением ребенка.
5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка
родителем.
Данная методика позволяет судить об эффективности либо неэффективности
родительского отношения к ребенку; поведенческих стереотипов, практикуемых в
общении с ним, особенностей восприятия, понимания, характера и личности ребенка, его
поступков.
Процедура проведения.
Опросник предлагается родителям, а также и детям в виде бланка теста – опросника.
Перед началом заполнения проводится устная инструкция испытуемых.
Обработка результатов.
Ответы обрабатываются согласно ключу. Ответы заносятся в специальный бланк ответов.
Ответ может быть только «да» или «нет». Ответ «да» отмечается как 1, ответ «нет»
отмечается как 2.
Ключи к опроснику ОРО.
«Принятие – отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 18, 20, 24, 26, 27, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45,
46, 47, 49, 52, 53, 54, 56, 60. Тестовая норма – 9 – 13.
«Образ социальной желательности поведения»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. Тестовая
норма – 7 – 9.
«Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. Тестовая норма – 2 – 4.
«Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. Тестовая норма – 2 – 5.
«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. Тестовая норма – 1 – 3.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». То есть, при
совпадении ответа со значением «верно» к суммарному баллу по шкале плюсуется еще
один балл. Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
− отвержение;
− социальная желательность;
− симбиоз;
− гиперсоциализация;
− инфантилизация (инвалидизация).
«Кинетический рисунок семьи» (КРС) - модификация Р. Бернса и С. КауфманаДля
проведения исследования необходимы: лист белой бумаги
(15x20,21x29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый,
коричневый), ластик.
Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».
Время выполнения задания не ограничивается.
Ход работы:
Экспериментатор отмечает:
5
-последовательность рисования деталей;
-паузы более 15 секунд;
-стирание деталей;
- спонтанные комментарии ребенка;
-эмоциональные реакции и их связь с содержанием рисунка.
После выполнения задания задаются вопросы, обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную
семью. Искажение реального состава семьи заслуживает пристального внимания, так как
за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.
Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: 1) вообще не изображены
люди; 2) изображены только не связанные с семьей люди. За такими реакциями чаще
всего кроются: травматические переживания, связанные с семьей; чувство отверженности,
покинутости.
Анализ особенностей нарисованных фигур. Особенности графических презентаций
отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоциональном
отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким его видит ребенок, об «Яобразе» ребенка, его половой идентификации и т. д.
2.2. Рекомендации родителям детей, переживающим кризис 7 лет
Психолого-педагогическая подготовка родителей по вопросам кризисного развития детей
предполагает целенаправленное и специально организованное просвещение родителей,
основанное на знании психического и социального развития детей данного возраста, в
процессе которого происходит социальное развитие ребенка. Очевидно, что при
разработке и реализации программы, направленной на повышение психологической и
педагогической грамотности родителей в кризисные периоды развития детей семи лет, в
ее содержание следовало бы включать знакомство родителей с личностными и
поведенческими возрас¬тными особенностями детей семи лет. При этом мы учитываем и
тот факт, что помимо воздействия родителей и их поведения на детей, происходит
воздействие поведения и личностных особенностей детей на родительские формы
поведения и родительское отно¬шение в целом.
Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными
последствиями. Если внутренний конфликт разрешен, то личность обогащается новыми,
положительными качествами. В ситуации успешного преодоления кризиса возможен
личностный рост индивида, его развитие, формирование эмоциональной зрелости. Если не
способствовать преодолению кризиса, могут возникнуть физические проблемы, проблемы
психического здоровья, проблемы интеграции личности в социум, нарушения адаптации,
которые приведут в дальнейшем к более глубинным нарушениям психики,
расположенности к алкогольной и наркотической зависимостям, неадаптивному
функционированию человека. Все эти последствия придется долго преодолевать уже
множеству специалистов: врачам, психотерапевтам, психологам, психиатрам, социальным
работникам. Ликвидация последствий всегда стоит во много раз больше, чем создание
благоприятных условий для того, чтобы избежать причин, которые вызывают такие
последствия.
Заключение
6
Жизнь на всём своем протяжении неизбежно преподносит ситуации и трудности, которые
выдержать, а тем более преодолеть, нередко не достает психических и духовных ресурсов.
В результате растет внутреннее напряжение, возникает чувство бессилия и
безнадежности, человек не видит выхода. Какими бы ни были трудности –
неожиданными, ситуативными, обусловленными самим течением жизни, – они требуют от
личности, семьи в целом, включения всех имеющихся ресурсов для их преодоления. Если
недостаточно ресурсов для разрешения трудной жизненной ситуации, то человек или
семья испытывают кризисное состояние. Эрих Линдеманн определяет психологический
кризис как реакцию здорового человека на трудную жизненную ситуацию, эмоционально
значимую для него и требующую новых способов адаптации и преодоления, так как
имеющихся способов недостаточно.
Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением
социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого
переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в
обществе.